Грустный Авокадо
19.03.2025, 10:47
Что делает человека человеком? И причём здесь суицид?
Разум, искусство, этика – самые типичные ответы на этот вопрос, которые можно услышать от людей самых разных взглядов. Коммунист, вероятно, скажет также про общество, христианин, наверняка, упомянет наличие души и свободы воли, а экзистенциалист о абстрактном мышлении и самосознании.
И все эти ответы будет объединять выраженная антропоцентричность. Мы привыкли исходить из предпосылки, что человеческий род есть нечто особенное. Идея эта кажется самоочевидной. Но что если это не так?
Лично я в этом вопросе придерживаюсь, так скажем, антропологического нигилизма. Я не считаю научные и общественные достижения человечества неизбежным результатом его уникальности или богоизбранности. Скорее, это следствие открытия способов сохранять и передавать знания после смерти – сначала через изображения, позже через письменность.
А если до таких способов дойдут другие виды и начнут развиваться, что тогда уникального останется в виде Homo Sapiens?
Развитая эмпатия? Она есть почти у всех высших животных, и человек, к слову, не самый эмпатичный вид. Сложное общество? Оно тоже много у кого есть, даже у крыс сложная социальная структура, и они заботятся о стариках. Самосознание? Киты, слоны, дельфины, даже вороны им обладают.
Представление о универсальной морали? Мораль – понятие абстрактное и расплывчатое, к тому же, её невозможно выявить у тех, с кем не можешь пообщаться. Разум и абстрактное мышление? Аналогично. Искусство? Шимпанзе и дельфины рисуют и, видимо, получают от этого удовольствие. Что ещё осталось? Душа? Без комментариев, мы на этом форуме занимаемся делами не вполне богоугодными.
Так при чём здесь суицид?
Как-то проходясь по гипермаркету и размышляя о самоубийстве, я обратил внимание на рыбу в аквариуме. Почему-то ещё живые морские гады в продуктовых с самого детсва цепляли мой отстранённый взгляд, мне всегда было их жалко – не в той степени, чтобы купить и выпустить кого-нибудь из них на волю, но достаточно, чтобы желать им смерти.
А в тот день я почему-то испытал к одинокому покоцанному карпу без одного плавника особо сильное сострадание. Он бесцельно плавал из одного конца аквариума к другому, как тот логотип на старых DVD-плеерах. Я смотрел на эти бессмысленные телодвижения порядка 10 минут, а когда перевёл взгляд на своё отражение в стекле и посмотрел себе в глаза, вспомнил цитату из одного аниме: “У мороженной рыбы в супермаркете взгляд и то более живой, чем у меня.”
Только рыба была живая, как и я, но взгляды наши мне показался очень похожим. И тогда я задумался: “Я хочу умереть. А хочет ли умереть этот карп? Могут ли они этого хотеть? Способны ли рыбы к суициду? А другие виды?” и, вернувшись домой, я полез в гугл.
Вероятно, нет. Млекопитающие могут рискнуть жизнью ради потомства, зараженные токсоплазмозом мыши идут к кошкам, смерти по «глупости» – тоже не редкость, но нет доказанного случая самоубийства среди животных не в следствии болезни или ошибки.
Тут важно сделать ремарку: как и в случае с моралью, мы не можем опросить родственников погибшей белухи в виду, ммм… языкового барьера. К тому же, из всех кандидатов на первое самоубийство в мире животных мы наблюдаем только тех, что умерли на суше.
И всё же, доказать факт суицида у животного представляется куда более реальным, чем наличие морали, так как он предполагает некоторый набор осознанных действий, приведших к ожидаемой смерти. Его неопределённость, по сути, состоит в вопросе, какой мотив следует считать мотивом самоубийства, а какой ближе к самопожертвованию или чему-то подобному. Понятие морали же расплывчато в самой своей сущности и универсального физического проявления не имеет.
В общем, если великое множество людей называет исключительной и определяющей характеристикой нашего рода столь неясное и, вовсе не факт, что уникальное, качество как “мораль”, то мне ничего не мешает назвать уникальной характеристикой способность к суициду.
Человек – это самоубийца?
Нет, я далёк от идеи, что именно эта способность является фундаментальным отличием человека от остального животного мира. Скорее, она является следствием других черт, присущих человеку.
Понятия разума, морали, самосознания, искусства и абстракции люди придумали для описания своего собственного поведения и мотивов. Нельзя уверенно заявить, что у других животных они отсутствуют, только потому что мы их не нашли. Равно как нельзя уверенно приписывать им те человеческие качества, которые мы обнаружили.
Из этой двусторонней неопределённости рождается интересный вопрос: мы бесконечно ищем что-то человечное в других животных, потому что нам одиноко без другого разумного вида, или потому что отчаянно хотим найти доказательство своей уникальности?
Как бы то ни было, ни того, ни другого мы пока не нашли. Всё, что у нас есть – это множество довольно размытых качеств, каждое из которых в отдельности можно спроецировать на какое-то животное, но совокупностью которых мы определяем свою уникальность. Я считаю, что способность к самоубийству – это одно из этих качеств.
Священнослужители и просто недалёкие люди любят утверждать, что самоубийца, приняв своё последнее решение, становится худшим человеком или вовсе перестаёт им быть. Мне данное утверждение видится абсурдным. Такому решению всегда предшествуют моральные терзания, желание отомстить одним людям или уберечь других, рассуждения о жизни и смерти, о смысле, о себе – всё то, чем люди характеризуют сами себя. Самоубийство – это проявление человечности.
Ну я закончил своё мрачное эссе и приглашаю всех согласных и несогласных к дискуссии или просто к общению, самоописание есть в профиле, беседу тоже буду чекать регулярно.
Телеграм: @Bird_of_papers
Разум, искусство, этика – самые типичные ответы на этот вопрос, которые можно услышать от людей самых разных взглядов. Коммунист, вероятно, скажет также про общество, христианин, наверняка, упомянет наличие души и свободы воли, а экзистенциалист о абстрактном мышлении и самосознании.
И все эти ответы будет объединять выраженная антропоцентричность. Мы привыкли исходить из предпосылки, что человеческий род есть нечто особенное. Идея эта кажется самоочевидной. Но что если это не так?
Лично я в этом вопросе придерживаюсь, так скажем, антропологического нигилизма. Я не считаю научные и общественные достижения человечества неизбежным результатом его уникальности или богоизбранности. Скорее, это следствие открытия способов сохранять и передавать знания после смерти – сначала через изображения, позже через письменность.
А если до таких способов дойдут другие виды и начнут развиваться, что тогда уникального останется в виде Homo Sapiens?
Развитая эмпатия? Она есть почти у всех высших животных, и человек, к слову, не самый эмпатичный вид. Сложное общество? Оно тоже много у кого есть, даже у крыс сложная социальная структура, и они заботятся о стариках. Самосознание? Киты, слоны, дельфины, даже вороны им обладают.
Представление о универсальной морали? Мораль – понятие абстрактное и расплывчатое, к тому же, её невозможно выявить у тех, с кем не можешь пообщаться. Разум и абстрактное мышление? Аналогично. Искусство? Шимпанзе и дельфины рисуют и, видимо, получают от этого удовольствие. Что ещё осталось? Душа? Без комментариев, мы на этом форуме занимаемся делами не вполне богоугодными.
Так при чём здесь суицид?
Как-то проходясь по гипермаркету и размышляя о самоубийстве, я обратил внимание на рыбу в аквариуме. Почему-то ещё живые морские гады в продуктовых с самого детсва цепляли мой отстранённый взгляд, мне всегда было их жалко – не в той степени, чтобы купить и выпустить кого-нибудь из них на волю, но достаточно, чтобы желать им смерти.
А в тот день я почему-то испытал к одинокому покоцанному карпу без одного плавника особо сильное сострадание. Он бесцельно плавал из одного конца аквариума к другому, как тот логотип на старых DVD-плеерах. Я смотрел на эти бессмысленные телодвижения порядка 10 минут, а когда перевёл взгляд на своё отражение в стекле и посмотрел себе в глаза, вспомнил цитату из одного аниме: “У мороженной рыбы в супермаркете взгляд и то более живой, чем у меня.”
Только рыба была живая, как и я, но взгляды наши мне показался очень похожим. И тогда я задумался: “Я хочу умереть. А хочет ли умереть этот карп? Могут ли они этого хотеть? Способны ли рыбы к суициду? А другие виды?” и, вернувшись домой, я полез в гугл.
Вероятно, нет. Млекопитающие могут рискнуть жизнью ради потомства, зараженные токсоплазмозом мыши идут к кошкам, смерти по «глупости» – тоже не редкость, но нет доказанного случая самоубийства среди животных не в следствии болезни или ошибки.
Тут важно сделать ремарку: как и в случае с моралью, мы не можем опросить родственников погибшей белухи в виду, ммм… языкового барьера. К тому же, из всех кандидатов на первое самоубийство в мире животных мы наблюдаем только тех, что умерли на суше.
И всё же, доказать факт суицида у животного представляется куда более реальным, чем наличие морали, так как он предполагает некоторый набор осознанных действий, приведших к ожидаемой смерти. Его неопределённость, по сути, состоит в вопросе, какой мотив следует считать мотивом самоубийства, а какой ближе к самопожертвованию или чему-то подобному. Понятие морали же расплывчато в самой своей сущности и универсального физического проявления не имеет.
В общем, если великое множество людей называет исключительной и определяющей характеристикой нашего рода столь неясное и, вовсе не факт, что уникальное, качество как “мораль”, то мне ничего не мешает назвать уникальной характеристикой способность к суициду.
Человек – это самоубийца?
Нет, я далёк от идеи, что именно эта способность является фундаментальным отличием человека от остального животного мира. Скорее, она является следствием других черт, присущих человеку.
Понятия разума, морали, самосознания, искусства и абстракции люди придумали для описания своего собственного поведения и мотивов. Нельзя уверенно заявить, что у других животных они отсутствуют, только потому что мы их не нашли. Равно как нельзя уверенно приписывать им те человеческие качества, которые мы обнаружили.
Из этой двусторонней неопределённости рождается интересный вопрос: мы бесконечно ищем что-то человечное в других животных, потому что нам одиноко без другого разумного вида, или потому что отчаянно хотим найти доказательство своей уникальности?
Как бы то ни было, ни того, ни другого мы пока не нашли. Всё, что у нас есть – это множество довольно размытых качеств, каждое из которых в отдельности можно спроецировать на какое-то животное, но совокупностью которых мы определяем свою уникальность. Я считаю, что способность к самоубийству – это одно из этих качеств.
Священнослужители и просто недалёкие люди любят утверждать, что самоубийца, приняв своё последнее решение, становится худшим человеком или вовсе перестаёт им быть. Мне данное утверждение видится абсурдным. Такому решению всегда предшествуют моральные терзания, желание отомстить одним людям или уберечь других, рассуждения о жизни и смерти, о смысле, о себе – всё то, чем люди характеризуют сами себя. Самоубийство – это проявление человечности.
Ну я закончил своё мрачное эссе и приглашаю всех согласных и несогласных к дискуссии или просто к общению, самоописание есть в профиле, беседу тоже буду чекать регулярно.
Телеграм: @Bird_of_papers